Дорогие мои старики!..

Как-то на заре моей христианской юности я ехала в поезде. На соседней полке напротив меня сидел пожилой мусульманин. У нас с ним завязался разговор о Боге. Я начала рассказывать ему о христианских студенческих собраниях, в организации которых тогда я принимала активное участие. Он, внимательно выслушав меня, спросил: «А старики у вас есть?» Я начала объяснять ему, что это служение направлено на молодежь, а пожилые люди есть у нас в церкви. А он мне сказал, что, по его мнению, церковь должна быть местом для всех людей: здесь должны быть дети, молодежь, старики, люди среднего возраста. Иначе не будет полноты. Божья истина должна быть универсальной, предназначенной для всех.
 
Прошли годы, я не забыла его слова, но только сейчас я по-настоящему понимаю, как он был прав.
 
Современные церкви часто перестают быть семьёй. Они больше напоминают молодежные клубы по интересам. Многие пасторы основную ставку делают на молодежь. Проводятся многочисленные семинары, как привлечь молодежь в церковь и как её удержать, разрабатываются методики работы с подростками и молодежью, студентами и молодыми бизнесменами. Стариками мало кто интересуется. Когда пастор говорит, что у него в церкви много молодежи, то для многих это означает, что пастор хорошо работает. А если в церкви много «бабушек», значит пастор совсем не трудится. 
 
Когда в церкви есть молодежь это замечательно, но плохо, когда из-за этого вытесняются из церкви пожилые люди.
 
Недавно одна пожилая сестра, которую я навещала, пожаловалась мне, что совсем не может посещать свою родную церковь. В последние годы её община сильно «помолодела», там кардинально поменялось музыкальное служение. Она говорит, что хочет побывать на Богослужении, а попадает на дискотеку. После такого «прославления» у неё начинает болеть голова, поднимается давление.
 
Действительно ли это прославляет Бога?
 
Понятно, что молодежи нравятся современные ритмы, но такая музыка плохо восприниматся пожилыми. В церквях, где на воскресном общем Богослужении появляется современная музыка, исчезают старики. На мой взгляд, музыка на воскресном собрании должна быть более сдержанной, благоговейной, приемлемой для всех. А современное прославление вполне может звучать на молодежных собраниях, не огорчая и не отпугивая от церкви пожилых людей.
 
Кроме того, старики часто из-за болезней не могут посещать Богослужения. Мало кто из молодежи рвётся посещать пожилых и больных по домам. Уходит в прошлое прекрасная традиция посещений, принятая в русских традиционных протестантских церквях, когда молодежь собиралась группой и отправлялась на посещения. Брали с собой какие-то музыкальные инструменты: попоют, побеседуют, попьют чайка, ободрят и того, кого посещают и самих себя. Все ощущали, что они часть тела Христова, одна семья, где есть дети и отцы, внуки и деды. 
 
Кто из современной христианской молодежи может искренно присоединиться к словам песни, которую когда-то пел Игорь Саруханов:
 
Дорогие мои старики!
Дайте, я вас сейчас расцелую.
Молодые мои старики,
Мы ещё, мы ещё повоюем!
 
Сейчас не только побеседовать, Причастие часто некому привезти пожилым людям домой. И живут наши старики в одиночестве, находясь верою в Теле Христовом, они остаются из-за нашего бездействия за церковной оградой.
 
В связи с этим мне вспоминаются слова песни, которую пела Тамара Гвердцители:
 
От друга, что в беде нас не спасает,
От тех, кто стариков одних бросает,
От тех, кто малым детям не помог,
Храни нас, Бог, Храни нас, Бог, Храни нас, Бог!
 
Молодым всегда есть чему поучиться у пожилых. Апостол Павел писал в Послании к Титу: «чтобы старицы… вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».
 
Готовы ли мы к этому вразумлению?
 
 Т. Макарова
This entry was posted in Служение. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий