Контроль

Контроль органов Минюста РФ за уставной деятельностью религиозных организаций

В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации (в настоящее время таким органом является Минюст России и его территориальные органы), осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Порядок осуществления такого контроля регламентируется «Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ 31.03.2009 г.
Проверки в отношении религиозных организаций могут быть плановыми и внеплановыми. Плановой является проверка, включенная в план, формируемый на соответствующий календарный период и утверждаемый приказом Минюста России (территориального органа). Основанием для включения религиозной организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации религиозной организации или окончания проведения ее последней плановой проверки. Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не должен превышать тридцать дней. Проверка проводится за период деятельности религиозной организации, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Проверка может проводиться за период деятельности религиозной организации, превышающий указанные три года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации.
Проверка, не включенная в план является внеплановой. Минюст России (территориальные органы) проводит внеплановые проверки религиозных организаций в случаях: 1) необходимости проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений; 2) обжалования действий (бездействия) религиозной организаций, связанных с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации, а также получения иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений. Обращения в Минюст России (территориальный орган), не позволяющие установить его автора, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться: в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездные проверки); без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документальные проверки).
Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документальных проверок.
Основанием для проведения проверки является приказ о проведении проверки. Уполномоченный специалист Министерства юстиции (территориального органа) оформляет уведомление о проверке, в котором указываются: реквизиты приказа о проведении проверки; вид проверки (выездная или документальная); предмет проверки; период деятельности религиозной организации, подлежащий проверке; место проведения проверки (при проведении выездной проверки); срок (даты начала и окончания) проверки; перечень документов, которые религиозная организация обязана представить к началу проверки (решения руководящих органов религиозной организации и распорядительные документы по ее управлению, а также  связанные с ведением ее финансово-хозяйственной деятельности; бухгалтерско-финансовые документы и переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами, по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей). Уведомление о проверке может содержать просьбу о совершении следующих действий по обеспечению проверки: подготовка документов (информации) по вопросам проверки, направление документов в Минюст России (территориальный орган); организационные мероприятия, в том числе выделение отдельного служебного помещения для проверяющих. Уведомление о проверке направляется религиозной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки — пять рабочих дней), а также дублируется посредством телефонной и факсимильной связи. В случае проведения документальной проверки с уведомлением также направляется копия приказа о проведении проверки.

 Выездная проверка

Проверяющий государственный служащий (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) вручает руководителю религиозной организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись копию приказа о проведении проверки. Проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) совместно с руководителем религиозной организации определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, временной режим проверки (с учетом действующего режима работы некоммерческой организации).
В ходе проверки Проверяющий государственный служащий (члены комиссии): запрашивает и получает от руководителя и работников религиозной организации в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию) за проверяемый период, а также требует письменные или устные пояснения от представителей религиозной организации по вопросам, возникающим в ходе проверки; проводит в период проверки рабочие встречи и совещания с руководителем религиозной организации для обсуждения предварительных результатов проверки, требующих получения дополнительных пояснений, и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений в деятельности религиозной организации; пользуется собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами (компьютерами, электронными носителями информации, калькуляторами, телефонами и т.п.). Документы религиозной организации, необходимые для проведения проверки, представляются проверяющему государственному служащему (председателю комиссии) для изучения на основании уведомления в срок, установленный в уведомлении. Представляемые или изготовленные в присутствии представителей религиозной организации копии документов должны быть заверены подписями руководителя религиозной организации или главного бухгалтера либо лиц, их замещающих, и оттиском печати религиозной организации. В случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, руководитель религиозной организации (иное уполномоченное им лицо) должен представить проверяющему государственному служащему (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов. Передача запрашиваемых документов осуществляется по акту приема-передачи.

 Документальная проверка

Документы (копии, заверенные руководителем религиозной организации) представляются лично представителем религиозной организации (руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью). Проверяющий государственный служащий (члены комиссии) рассматривает полученные от религиозной организации документы, а также документы, которыми располагает Минюст России (территориальные органы). В целях дополнительного получения документов или пояснений проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) готовит письмо о необходимости их представления. Письмо направляется религиозной организации почтовой связью, а также дублируется посредством телефонной, факсимильной связи или электронной почты. При установлении в ходе рассмотрения представленных документов необходимости проведения выездной проверки вид проверки может быть изменен на основании мотивированного предложения проверяющего государственного служащего (председателя комиссии).
Проверка завершается составлением акта проверки религиозной организации. Проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) вручает экземпляр акта проверки с копиями приложений руководителю религиозной организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок направления акта проверки — один рабочий день с даты его подписания. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель религиозной организации (иное уполномоченное им лицо) вправе  представить письменные возражения (замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

 Участие в мероприятиях религиозных организаций

Основанием для участия в мероприятиях религиозных организаций Минюстом России (территориальным органом) является получение им сообщения (информации) о проведении мероприятия от религиозных организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации. Государственный служащий, направляемый для участия в мероприятии, информирует религиозную организацию о своем участии по телефону или электронной почте. Участие в мероприятии завершается составлением справки о посещении мероприятия религиозной организации. Результатом участия в мероприятии религиозной организации может быть включение религиозной организации в план проверок, формируемый на соответствующий календарный период.

Результаты проверки

В случае выявления при проведении проверки нарушений законодательства РФ религиозной организацией Минюст РФ или его территориальные органы выносят предупреждения (вносят представления); могут приостановить деятельность религиозной организации; возбудить дело об административном правонарушении; направить в суд заявления о приостановлении деятельности религиозной организации или её ликвидации; подготовить и направить документы в органы внутренних дел, прокуратуру, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения религиозной организацией нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).
Письменное предупреждение выносится в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами. В предупреждении обязательно указываются: содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца) и порядок информирования Минюста России (территориального органа) об устранении нарушений. После получения документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении, специалист Минюста России (территориального органа) рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений возбуждает дело об административном правонарушении или вносит уполномоченному должностному лицу предложение принять одно из следующих решений: о подготовке документов для приостановления деятельности религиозной организации или ликвидации; о необходимости проведения внеплановой проверки; о продлении сроков устранения нарушений при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения. Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства религиозной организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер. О продлении сроков для устранения нарушений религиозная организация информируется в письменной форме.

Приостановление деятельности религиозной организации. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» деятельность религиозного объединения может быть приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основанием для приостановления деятельности религиозной организации является одновременное наличие двух условий: 1) осуществление религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда (данный факт должен быть установлен и отражен в акте проверки); 2) обращение Минюста России (территориального органа) в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации либо запрете её деятельности. В распоряжении Минюста России (территориального органа) о приостановлении деятельности религиозной организации содержится: указание на нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения (представления), а также ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены; дату составления и номер предупреждения (представления), направленного в адрес религиозной организации; наименование, место нахождения и сведения о государственной регистрации (дату государственной регистрации и основной государственный регистрационный номер) религиозной организации; срок приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации (не более шести месяцев). Если в течение установленного срока приостановления деятельности религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа).

Возбуждение дела об административном правонарушении. Должностное лицо Минюста России (территориального органа), уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении в отношении религиозной организации. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о религиозной организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение представителя религиозной организации, в отношении которой возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, представителем религиозной организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа представителя некоммерческой организации от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном правонарушении вручается под роспись представителю религиозной организации. Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления.

Направление в суд заявления о приостановлении деятельности религиозной организации или ликвидации. Минюст России (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Основанием для обращения Минюста России (территориального органа) в суд с требованием о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц является также неоднократное непредставление религиозной организацией обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (за исключением сведений о полученных лицензиях), в течение трех дней с момента таких изменений.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принятых в ходе осуществления контроля за деятельностью религиозной организации. Религиозные организации имеют право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке.

Досудебный порядок.  Религиозные организации вправе письменно обжаловать действия или бездействие государственных служащих территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций – Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, обратившись с жалобой лично или по почте.  Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации письменного обращения. В жалобе в обязательном порядке указывается адресат: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, свое полное наименование, адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагается суть жалобы. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований религиозной организации либо об отказе в удовлетворении жалобы. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется религиозной организации.

Религиозная организация вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие государственных служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке в районный суд общей юрисдикции в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении её прав и свобод.

Религиозные организации могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии государственных служащих Минюста России (территориального органа), некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на Интернет-сайте Минюста России (территориальных органов), на Интернет-сайты и по электронной почте.

Особенности обжалования в Минюст России предупреждения, вынесенного религиозной организации. Министр юстиции Российской Федерации может обязать территориальный орган отозвать вынесенное религиозной организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации. Для этого должна быть подана жалоба, содержащая наименование автора жалобы и адрес его места нахождения;  описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба автора жалобы;  обстоятельства, на которых автор основывает свою просьбу и информацию, подтверждающую эти обстоятельства; сведения о том, направлялось ли в связи с обжалуемым действием (бездействием) заявление в суд;  перечень прилагаемых к жалобе документов. В жалобе могут быть указаны номера телефонов, адреса электронной почты автора жалобы, иные сведения, имеющие, по его мнению, значение для рассмотрения жалобы. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени религиозной организации. К жалобе также могут прилагаться: копии документов, представленных в территориальный орган, которые упоминаются в предупреждении; копия предупреждения, вынесенного территориальным органом; иные документы, которые, по мнению автора, являются существенными для рассмотрения его жалобы.  Жалобы, не соответствующие по содержанию вышеперечисленным требованиям, а также к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени религиозной организации, оставляются без рассмотрения, о чем автор жалобы уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право автора жалобы при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено в течение четырнадцати дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты (при наличии данных сведений в жалобе). Департамент по делам некоммерческих организаций в случае удовлетворения жалобы готовит проект распоряжения Минюста России, в котором обязывает территориальный орган отозвать вынесенное им предупреждение, противоречащее федеральному законодательству. Рассмотрение жалобы осуществляется в течение тридцати дней со дня ее поступления. Жалоба не подлежит удовлетворению если: 1) отсутствуют основания для признания вынесенного предупреждения противоречащим федеральному законодательству; 2) ранее автор жалобы обжаловал предупреждение в суд. О принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, заявитель уведомляется в письменной форме с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения Минюста России (если оно было издано).

На официальном сайте Министерства юстиции РФ опубликован список религиозных организаций, которые подлежат плановой проверке органами юстиции в 2013 году.

Добавить комментарий